LMU.SU > Schrittmacher / Defibrillatoren

 

В течение многих десятилетий клиника Мюнхенского Университета гордится традицией и опытом имплантации систем водителя ритма. Ежегодно производятся более 600 операций по имплантации водителя ритма или дефибриллятора. В целом за все годы, Клиника Мюнхенского Университета снабдила подобными системами более 6000 пациентов.

Системы имплантируют с последующим наблюдением в динамике в рамках сотрудничества между кардиологами, кардиохирургами и детскими кардиологами, а также соблюдения соответствия международным руководствам.

Заявки, а также запись на прием по вопросам водителей сердечного ритма/дефибрилляторов по обоим адресам осуществляются в амбулаториях водителей ритма сердца.

Гроссхадерн: 089 4400-73097 или -73052

Центр города: 089 4400-52231 или -52305

Предлагаемый нами спектр междисциплинарной хирургической коррекции ритма охватывает:

имплантацию систем водителя ритма (детям и взрослым)

имплантацию приборов для кардиальной ресинхронизации/бивентрикулярных систем (кардиальная ресинхронизация)

имплантацию ИКД-систем (имплантируемых кардиовертеров-дефибрилляторов)

имплантацию регистратора событий (event recorder)

эксплантацию давно имплантированных систем водителя ритма и дефибриллятора в случае осложнений в динамике или инфекций

Водитель сердечного ритма?

Herzschrittmacher

Водитель сердечного ритма представляет собой аппарат малых размеров на батарейном питании, имплантируемый в полость грудной клетки. Водитель сердечного ритма носится очень многими людьми. Во всем мире функционируют более чем три миллиона подобных систем, при этом каждый год осуществляются более 600000 имплантаций.

К имплантации перманентной системы водителя сердечного ритма приводит целый ряд нарушений сердечного ритма (аритмий), вызывающих замедление частоты сердечных сокращений (брадикардия). Процессы старения приводят к изменениям процесса проведения возбуждения по сердцу в сторону чрезмерного замедления частоты сердечных сокращений и/или нерегулярности. Изменения в сердце после инфаркта могут провоцировать появление нерегулярного сердечного ритма. Сердечный ритм поддается коррекции многими препаратами. Некоторые пациенты также страдают от генетически обусловленных заболеваний сердца, приводящих к соответствующим аритмиям.

Вне зависимости от факторов, лежащих в основе замедления сердечного ритма, водитель сердечного ритма, представляющий собой мелкий аппарат с батарейным питанием, вводимый в полость грудной клетки, может устранять брадикардии. Восстановление «нормальной» частоты сердечных сокращений значительно уменьшает или устраняет такие симптомы, как усталость, головокружение и склонность к потере сознания. Учитывая структуру современных водителей сердца, которая создана таким образом, чтоб подстраиваться под любые физические нагрузки путем надлежащего подбора частоты сердечных сокращений, человек может вести активный образ жизни.

 

Как функционирует водитель сердечного ритма?

Herzschrittmacher

 

Водитель сердечного ритма состоит из импульсного датчика (аппарат на батарейном питании) и зонда (электрода), связывающего импульсный датчик с правым предсердием и/или основной камерой сердца (желудочком). Зонд проводит электронные сигналы в сердечную мышцу, а автономные сигналы – обратно к импульсному датчику. Это позволяет достичь автоматического управления сердечной деятельностью.

После имплантации водителя ритма сердца система поддается управлению, настройке и контролю посредством внешнего программирующего устройства индивидуально для каждого пациента.

Существуют однокамерные, двухкамерные и трехкамерные водители сердечного ритма. В основу выбора той или иной системы заложено основное заболевание сердца.

 

Einkammer-Schrittmacher_1 Zweikammer-Schrittmacher
Однокамерный водитель сердечного ритма Двухкамерный водитель сердечного ритма

 

Кардиальная ресинхронизационная терапия

Некоторые люди страдают от выраженной сердечной недостаточности, отрицательное воздействие которой распространяется не только на систему генерации и проведения возбуждения, но и на систему реполяризации. Это проявляется в виде слабого и несбалансированного взаимодействия обеих камер сердца (желудочковая десинхронизация), которое приводит к патологическому заполнению камер и нарушениям подвижности стенок.

Задачей целенаправленной стимуляции обеих камер сердца (бивентрикулярная стимуляция) является синхронизация обеих камер сердца (кардиальная ресинхронизация).

CRT_1

Röntgenbild ICD

 

Имплантируемый кардиовертер-дефибриллятор (ИКД)

Водитель

 

 

 

 

 

Наряду с медленными (брадикардитическими) нарушениями ритма имеются быстрые (тахикардитические) формы, которые при отсутствии лечения дают выраженные осложнения на систему кровообращения, а также способствуют потерям сознания и, отчасти, летальному исходу.

Начиная с 80х годов, в грудную клетку имплантируются аппараты с электрошоковым разрядом, которые могут распознавать данные нарушения ритма, корректируемого электрическими разрядами, конечная цель которых заключается в восстановлении нормальной сердечной деятельности. В современные аппараты ИКД интегрирован водитель ритма, который может активироваться при необходимости.

 

Подкожный ИКД (П-ИКД)

ICD klein

S-ICD® Cameron Health

Минимально-инвазивная система для П-ИКД может устанавливаться при определенной динамике некоторых заболеваний, которая может отличаться опасными и быстрыми нарушениями ритма. Система позиционирована во всем мире, как единственная, которая может быть имплантирована полностью подкожно (в жировые ткани). Проводников (электродов), помещенных в сердце или вблизи сердца, нет. Систему размещают в строгом соответствии с анатомическими ориентирами, и не требует приборов для визуализации (рентген). Шок-электрод размещают вблизи новой системы параллельно по отношению к грудине, в то время как агрегат находится по левой стенке грудной клетки под кожей. Риски, связанные с вмешательством, являются минимальными. Как и в традиционных системах для ИКД, через электрод осуществляется считывание сердечного ритма, вслед за чем все опасные для жизни нарушения ритма устраняются посредством электрошока. Тем не менее, подобно водителю сердечного ритма, П-ИКД может давать электрические импульсы после шока в течение коротко временного промежутка, что делает данную систему не подходящей для пациентов с замедленным пульсом.

Преимущество данного зонда заключается в отсутствии необходимости введения в полость сердца, что значительно сокращает риск раздражения тканей сердца, развития инфекции, а также механическую нагрузку на сам зонд, учитывая то, что наихудшим исходом последней может быть поломка зонда, влекущая за собой нарушение функции ИКД. Профессор Др. Хагль считает данную систему прогрессивным шагом в будущее. Однако данная система для всех пациентов применимой не является. Таковая предусмотрена для отдельных разновидностей заболеваний, к примеру – кардиомиопатий, развившихся не на фоне коронарного заболевания сердца, и которые не требуют дополнительной стимуляции в виде водителя сердечного ритма.

 

Регистратор событий (event recorder)

У некоторых лиц нарушения сердечного ритма возникают крайне редко, и не могут быть зарегистрированы и оценены в процессе 24-часовой ЭКГ.

 

Gerät zum Aufzeichnen der HerzaktionenRötngenbild Gerät zum Aufzeichnen der Herzaktionen

Для данных случаев было разработано аппарат малых размеров, который имплантируют подкожно на уровне сердца, и который может регистрировать сердечный ритм в течение двух лет. Это позволяет зафиксировать редкостные события, связанные с ритмом. Данный прибор электрических импульсов генерировать не может.

 

Какова процедура установки водителя сердечного ритма или дефибриллятор?

Behandlung1

Behandlung2

Вмешательство осуществляется, как правило, под местной анестезией, и длиться приблизительно один час. Первым этапом, посредством мелкого разреза, оголяется вена плеча или подключичная вена, либо же таковые пунктируются полой иглой. По данному венозному пути врач вводит гибкий, изолированный электрод, продвигает его под рентгеновским контролем до той или иной камеры сердца, и фиксируют в определенном положении. Во многих случаях,  для координированной сердечной деятельности, дополнительный электрод помещают в правое предсердие сердца. Соответственно, данные системы называют одно- или двухкамерными. Второй конец электрода замыкают в анализирующем приборе в целях измерения параметров позиции электродов. Далее фиксируют электроды и подключают водитель сердечного ритма. В подключичной жировой прослойке формируют карман, в который вводится и фиксируется прибор.

В отличие от водителя ритма, карман для дефибриллятора формируют за грудной мышцей. При имплантации дефибриллятора нарушения ритма провоцируют намеренно в целях проверки функции системы. Это требует кратковременного наркоза. При необходимости, дополнительно применяются другие электроды.

Рану закрывают саморассасывающимися швами, находящимися под кожей. Накладывают давящую повязку во избежание кровотечения в последующем. Перед выпиской из клиники систему аппарата проверяют повторно, и программируют в зависимости от потребностей.

При имплантации трехкамерного водителя ритма сердца третий электрод помещают над веной на левой стороне сердца.

Как мне следует готовиться к имплантации водителя сердечного ритма или дефибриллятора, и на что следует обращать внимание после этого?

Перед вмешательством и по завершении необходимых подготовительных исследований (ЭКГ, лабораторные анализы, рентгеновские снимки), в полночь пациент не должен принимать пищу.

За четыре часа перед операцией не следует ничего пить. Требуется принять необходимые медикаменты. Другую информацию Вам предоставит вспомогательный персонал и лечащий врач в день проведения вмешательства.

Пациент или его уполномоченный представитель должен дать письменное согласие на проведение процедуры.

После вмешательства пациент может сразу принимать пищу или напитки, за исключением случаев применения седативных средств во время операции.

Нити удалять не следует, поскольку таковые находятся полностью под кожей и являются саморассасывающимися. В случае применения других методов закрытия раны, нити или пластырь в области раны должны быть удалены приблизительно через 10 дней Вашим семейным врачом, который также будет в дальнейшем осуществлять наблюдение за заживлением раны. В случае возникновения каких-либо нарушений следует как можно быстрее появиться на консультацию в кардиохирургическую амбулаторию водителя ритма.

Учитывая то, что имплантируемые в сердце зонды должны сперва плотно врасти (что происходит не позднее, чем через 8 – 12 недель), в течение данного времени следует строго избегать деятельности, связанной с механическими нагрузками (в особенности с вытягиванием) зонда (например, поднятие тяжелых предметов). Вся повседневная деятельность во всех случаях может осуществляться без каких-либо проблем. Непосредственно после операции требуется соблюдение постельного режима в течение приблизительно 24 часов.

После операции на 24 часа накладывается давящая повязка с тем, чтоб предотвратить просачивание крови.

В целях предотвращения раневой инфекции, в течение 10 дней вода не должна попадать на рану. В случае просачивания раневого пластыря, последний подлежит замене.

Система водителя ритма сердца подлежит повторной проверке непосредственно после операции, и затем впервые через 1 – 3 месяца. В случае преждевременного появления жалоб, следует пройти консультацию со всесторонним обследованием.

Другие временные интервалы для прохождения контрольных обследований определяются потребностями пациента (как правило, приблизительно каждые 6 – 12 месяцев).

После имплантации водителя сердечного ритма пациенту вручают свидетельство о водителе ритма сердца. Пациент должен всегда носить последний с собой.

 

  • Здесь Вы можете отправить прямой запрос на лечение.

    Все запросы обрабатываются с учетом обязанности хранения врачебной тайны и предоставляются исключительно сотрудникам других медицинских учреждений.

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

Return to Top ▲Return to Top ▲